Территориальное общественное самоуправление

     Более 12 лет назад в Российском законодательстве появилось положение предоставляющее гражданам самостоятельно принимать участие в управлении при решении вопросов местного значения. В Воронежской области закон о территориальном самоуправлении был принят ещё в 2000 году. Первая статья закона определяет понятие территориального общественного самоуправления ( далее ТОС ).

     "Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования ( территориях населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями), микрорайонов, кварталов, улиц, домов, дворов и других территориях для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые ими  органы территориального общественного самоуправления."

Для чего нужно общественное самоуправление?

     Основной задачей общественного самоуправления является обустройство и благоустройство места проживания, создание инфраструктуры. Для этой цели ТОС вправе создавать объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения. ТОС разрабатывает проекты планов и программы развития соответствующей территории. Законодатель определяет довольно обширный перечень полномочий общественного самоуправления куда входит и контроль за качеством уборки территории, и организация работы по благоустройству и озеленению территории, созданию детских площадок, мест отдыха, физкультурно-оздоровительных комплексов, а так же учреждать коммерческие и некоммерческие организации для осуществления  деятельности в интересах жителей территории общественного самоуправления.

Как финансируется территориальное самоуправление?

     Вся деятельность ТОС финансируется в основном за счёт личных средств жителей территории, однако законодатель определяет, что территориальное самоуправление может получать и бюджетные средства, а так же определяется довольно широкий спектр возможностей получения грандов и целевого финансирования.

Организация общественного самоуправления

     Организация общественного самоуправления начинается с выбора инициативной группы,  состоящей не менее чем из пяти человек. Решение об образовании ТОС принимает общее собрание граждан составляющие более половины жителей соответствующей территории.

     Анализируя деятельность уже существующих ТОС можно отметить, что успех деятельности зависит в основном от активности и сплочённости жителей территории, а так же от деловых и профессиональных качеств инициативной группы. В инициативную группу, как правило, входят юристы и экономисты, хорошо знакомые с порядком формирования бюджетов различных уровней.

     Правительство России и многие губернаторы областей активно поддерживают развитие общественное самоуправление. По всей видимости ,это одна из возможностей развития территорий минуя огромный бюрократический аппарат чиновников. Губернатор Воронежской области Гордеев в своих выступлениях часто упоминает о необходимости создания ТОС. Президент России выступает за развитие данного движения. Однако на местах ситуация совершенно противоположная. Хотя законодатель и определил местным органам власти всячески поддерживать развитие ТОС, а так же оказывать помощь в их становлении, однако практика показывает несколько иное отношение местных властей к созданию ТОС. По информации полученной из Интернет создание ТОС довольно кропотливое дело и требует не только много сил, но и времени.

     Однако чтобы территория развивалась, и подрастающее поколение хотело оставаться на родине, необходимо чтобы эта малая родина хоть как-то развивалась. Для развития мастерских, образовательных учреждений, создания социальной инфраструктуры необходима активность жителей. На местные органы управления не надеются уже и в правительстве страны, потому видимо и был создан закон о ТОС.

     В нашем поселении есть всё необходимое для создания территориального местного самоуправления. Большое количество детей показывает -кому это нужно. Остаётся только выяснить, готовы ли жители активно принимать участие в создании, а главное в деятельности самоуправления. Мнение по данному вопросу можно выразить через газету. Хотя, думаю, до нового года будет проведён опрос методом анкетирования. Как всегда счастье народное в руках народа.

Сергей Цупиков

 

     Сергей изложил структурировано, четко и лаконично. По-моему, даже слишком. Оно, конечно, сразу видно—офицер. Но мне, например, как гуманитарию до мозга костей, не хватает лирики, поэтики не достает. И, что уж скрывать, для того, чтобы испытать большое и сильное чувство, не хватило мне понимания элементарной выгоды от данного начинания. Сдается мне, не одна я такая. Потому на следующей странице размещаю опубликованную на сайте () информацию об опыте организации ТОСов в Волгоградской области. В своем блоге опытом организации и работы ТОС активно делится житель хутора Чуносовский упомянутой области, Сергей Семенович Гришин (Semjonoff). И, судя по откликам читателей сайта, опыт этот распространяется довольно бойко и в других регионах. Но отмечается, что многое зависит от местной областной власти.

Приведено с сокращениями из блогов, опубликованных в разное время в течение этого года (подробно об опыте организации ТОС в Волгоградской обл. можно почитать на сайте ). 

Что делают:

     ...самое главное, люди на своей территории получили реальный шаг к решению вопросов, до которых руки у местной власти просто не доходили. Расскажу о том, что за эти годы сделано нашим ТОСом на территории двух хуторов с населением чуть более 20 человек: построили два мостика (хутора разделены небольшой речкой), отремонтировали дороги, часть песчаной трудно проезжаемой дороги отсыпали глиной и прикатали, привели в порядок родник, высадили более 3 тысяч деревьев, приступили к закладке плодового сада, установили дорожные указатели. Каждую зиму обеспечиваем пенсионеров дровами, проводим уборку аварийных деревьев, после каждого снегопада чистим дороги от снега (около 5 км). Организовали уход за немощными хуторянами, пашем огороды, организовали свою пожарную дружину, за три года – ни одного пожара. К Новому году, к Празднику Победы, организуем хуторянам поздравления, подарки. Такие вещи сближают хуторян. Первый год был периодом неприятия, усмешек, непонимания. Если раньше все вопросы хуторов и его жителей замыкались на руководство сельского совета – ныне администрация сельского поселения, то сейчас многие проблемы решает комитет (в других организациях - Совет) ТОС. И жители теперь обращаются не в сельское поселение, а к руководству ТОС, - свет погас, дорогу перемело, заболел кто, или подозрительный человек шастает по хутору, помочь подвезти дров или корм для животных, - всё это решается на месте. Решается самый широкий круг жизненных вопросов, благоустройства, снабжения, проведения праздников, вывоз мусора, работа с почтенными гражданами и молодёжью, трудоустройство. Всего и не перечислить. С этого года наметились процессы объединения на областном уровне. Опыт Волгоградской области интересует многие регионы.  Но главное не это, важно, что люди поняли, что от них стало немало на месте зависеть. Поверили в собственные силы, осознали, что решать многие свои вопросы совместно гораздо легче, чем в одиночку. Причём впервые эти вопросы можно решать без указки сверху. В этом году территориальное местное самоуправление прошёл процедуру регистрации и стал юридическим лицом. Теперь у общественной организации появились новые возможности, чтоб жизнь хуторян на территории влияния ТОС стала легче и комфортнее.

 

Как развиваются:

     В начале работы, за неимением опыта, ТОСы брались за любую работу. В том числе и за ту, которую администрация должна делать, но не успевала. Во-первых администрации оказались в новых условиях, появилось много нового в работе, новые полномочия. Это принес 131 закон. А с другой стороны появились ТОСы, которые тоже не сразу поняли, что от них хотят. И возникло ошибочное мнение, что ТОС – это первая ступень, или первичная в муниципальном самоуправлении. Но теперь подразобрались, и дубляж начал отходить на второй план. Многие ТОСы начали отказываться от несвойственных для общественных организаций функций – уборка территорий и вывоз мусора, освещение улиц, водоснабжение, ремонт остановок и мостиков. На смену этим делам пришли – организация клубов по интересам, работа с детьми и почтенными гражданами (вечера общения, праздники, фестивали), общественный контроль, участие в выборах в местные и районные думы, лоббирование интересов своих территорий, законодательная инициатива. И всё это строится не на противостоянии и последующем компромиссе, а на сотрудничестве с местным и муниципальным управлением. А вот средства, что идут от участия в областном конкурсе – эти средства тратятся без всякого вмешательства со стороны власти. На эти деньги ТОСы строят детские и спортивные площадки, катки, организуют краеведческие экскурсии, оказывают материальную помощь.

 

Как финансируются ТОС:

     Бюджеты сельских поселений по рекомендации губернатора выделили каждому ТОС по 100 тысяч рублей ежегодно. По итогам соревнованияТОС мог получить до 1 миллиона рублей за первое место. Соревнование велось по нескольким номинациям и в абсолютном первенстве. Соревновались отдельно сельские и городские ТОС. Кроме того, просто участие в соревновании позволяло любому ТОС получить за каждую номинацию по 6 тысяч в 2008, и по 8200 рублей за номинацию в прошлом году. Необходимо было описать мероприятия, выложить фото, видео, копии платежных документов, паспорта ТОС и т.п. В первые два года – все это оформлялось на бумажных носителях, в 2009 был создан сайт www.golostos.ru и материалы можно было представлять в электронном виде с помещением на индивидуальный блок каждого ТОС. Дополнительным условием поощрения по итогам соревнования поставлено условие активное участие в работе форума сайта.  Одно из условий участия актива ТОС на сайте – открытость. Имея на руках базы данных, любой пользователь через Интернет может выйти на председателя ТОС, позвонить ему, написать на эл.адрес и задать вопросы, касающиеся его территории. Помимо использования средств бюджетов и премий за участие в соревновании активные ТОСы находят благотворителей, есть программы, которые оплачиваются из семейных бюджетов. Помощь идёт со стороны бизнес-сообщества. Всё зависит от умения и активности актива во главе с председателем наполнить свои годовые бюджеты. Скажу только, что бюджеты отдельных ТОС достигают нескольких миллионов рублей. Умело участвуя в программах софинансирования, отдельные предприимчивые ТОСы смогли подтянуть к своим хуторам газ и начать разводку трубопроводов по дворам. А других, менее масштабных проектов реализовано очень много. Всего на территории региона организовано около 2000 ТОС, примерно половина из них – в прошлом году зарегистрировались в качестве юридических лиц.

Галина Грауле